Тобечик как база гидроавиации. Часть первая

 

                                                                                       

 

                                                                                                      Д. Н. Конотоп , В. И. Богданович   

                                           

                                                                                                     Тобечик как база гидроавиации

                                               
                                                                                                                     Часть первая

 

 

 Тобечикское озеро , замечательное место на юго-востоке керченского полуострова .Тобечик - одно из крупнейших соленых озер Крыма . От моря озеро отделяет узкая песчаная коса.  Вглубь полуострова озеро врезается примерно на девять километров , ширину имеет до двух километров, глубина 1-1,5 м. На берегах озера расположены три деревни , одна из них до и во время войны носила название Тобечик , сейчас этот населенный пункт имеет название Челядиново .  До южных окраин Керчи отсюда километров десять. Обычно озеро имеет мало воды и большая площадь его , особенно прибрежная, покрыта соляной коркой , но бывает , благодаря обильным осадкам озеро становится полноводным . Иногда озеро окрашивается в фантастические оттенки красного и розового цветов , наверно это проделки микроорганизмов , живущих в соленой воде . В дореволюционные времена на Тобечике добывали соль , была здесь и грязелечебница . Недалеко , между поселком Героевское и озером находится интересный объект - береговая батарея № 29 , построенная в 30-е годы прошлого века , входившая в сектор береговой обороны Керченского пролива и принимавшая учаcтие в обороне города . Но это не единственный объект в окрестностях озера относящийся к истории Великой Отечественной Войны . В Челядиновской балке и на противоположном берегу озера у деревни Чонгелек Русский ( ныне Костырино ) находилась в годы войны база гидроавиации . Во время боев за Крым 1941-42 гг здесь была советская гидробаза , а после падения крымфронта и Севастополя на озере появились немецкие гидропланы .

 


С первых дней войны морская авиация Черноморского флота активно включилась в боевую работу - разведка , бомбометание , поисковые и спасательные операции. Уже 23 июня были совершены первые налеты на Констанцу и порты в устье Дуная ,2 июля нанесены бомбовые удары по нефтеносным районам Плоешти. Гидроавиация ВВС ЧФ была разбросана по всему побережью Черного и азовского морей , от Одессы до Поти. В Крыму на тот момент базировался 119-й МРАП (морской разведывательный авиационный полк) , отдельные авиаэскадрильи и авиаотряды . 65-я ОМРАЭ , 60-я ОМРАЭ , 80-я ОМРАЭ (отдельные морские разведывательные авиаэскадрильи), 98-й ОМРАО (отдельный морской разведывательный авиаотряд) , ОКА (отряд корабельной авиации) и особая авиагруппа управления - находились в Севастополе . И в Керчи "сидела" 45-я ОМРАЭ (отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья).

В основном морские эскадрильи базировавшиеся в Крыму были вооружены гидропланами МБР-2 , за исключением 80-й ОМРАЭ которая имела на вооружении самолеты ГСТ и один , кстати единственный на весь Черноморский флот , тяжелый четырехмоторный МТБ-2 . Отряд корабельной авиации "ОКА" был вооружен машинами КОР-2 . Обеспечивали Крымскую гидроавиацию 45-я и 36-я авиабазы. По мере приближения немецких войск к Крыму части гидроавиации которые базировались в Одессе , Николаеве , Очакове переводились в Крым . Так же для усиления Крымской авиагруппы перебрасывались эскадрильи с Кавказских аэродромов и даже с Балтики . Когда немцы вышли к перешейкам и начались бои на Перекопе , всю авиацию Черноморского флота базировавшуюся в Крыму, приказом командующего ВВС ЧФ В.А.Русакова от 14-го сентября, объединили в так называемую Фрайдорфскую группу , для непосредственного взаимодействия с частями 51-й армии. Фрайдорфская - от названия еврейской деревни Фрайдорф где находился аэродром и главная база группы.

Гидроплан МБР -2

Руководил боевыми действиями авиагруппы генерал В.В. Ермаченков. Гидроавиация Фрайдорфской группы базировалась на озере Донузлав , усилили её пополнив частями 16-й ,83-й и 82-й эскадрилий .До этого 16-я и 83-я базировались на Кавказских гидробазах , а 82-я ОМРАЭ имела базу на Хаджибейском лимане под Одессой. 1-го октября к ним присоединилась 18-я ОМРАЭ переведенная в состав ВВС ЧФ с Балтики . 18-я эскадрилья была переброшена сначала в Ейск без материальной части и на базе Ейского авиационного училища заново сформирована . Из учебных самолетов техникам поручено было отобрать лучшие машины и передать в эскадрилью. Основная задача МБР-2 , из которых в основном состояли авиаэскадрильи "мокрой" авиации были : разведка , корректировка огня артиллерии , бомбометание . Выполняли "Амбарчики" свою работу не только ночью , но и днем, не смотря на свою малую скорость и отсутствие броневой защиты. Потери были большие , но и урон противнику был нанесён немалый.

Во второй половине октября гидроавиация приспособила Тобечикское озеро под запасной аэродром. В этот период На Тобечике стояли части 16-й и 83-й ОМРАЭ . 28-го октября к ним присоединилась 18-я эскадрилья . Тобечик не был полноценной базой , как например Донузлав , настоящую, капитальную базу здесь начали строить только в феврале 42-го года.
28-го октября дивизии 11-й армии Манштейна прорвали оборону 51-й армии и устремились в глубь полуострова . Гидроавиация Фрайдорфской группы оставила аэродромы Донузлава и разлетелась : кто в Севастополь , кто на гидроаэродромы Кавказа. 30-го октября фрайдорфская группа расформирована. Остался ещё Тобечикский гидроаэродром , но когда бои уже шли на подступах к Керчи гидроавиация окончательно оставила Керченский полуостров . С этого момента гидробазы остались только в Севастополе. После Керченско-Феодосийской десантной операции , освобождения Керченского полуострова и создания Крымфронта на Ак-монайском перешейке командованием ВВС ЧФ принято решение использовать Тобечикское озеро как базу гидроавиации и перебросить туда 119-й МРАП .

Полк состоял из трёх эскадрилий , 1-й , 2-й и 3-й , ещё в состав полка вошли 18-я и 82-я отдельные морские авиаэскадрильи . Командир 82-й авиаэскадрильи - капитан Иван Трофимович Чебаник , начальником штаба эскадрильи и первым заместителем командира эскадрильи был старший лейтенант Николай Иванович Климовский . Командир 18-й эскадрильи капитан Николай Мусатов , военком - батальонный комиссар Василий Максимович Сырников . Каждая эскадрилья состояла из трех авиационных отрядов и звена управления , отряд состоял из двух звеньев , в каждом звене - по три самолёта . По штату , на вооружении эскадрильи - 21 самолёт . Экипаж самолёта состоял из трёх человек : лётчик , штурман , стрелок-радист . МБР-2 это первая Советская серийная летающая лодка , разработанная ЦКБ МС под руководством Главного конструктора Георгия Михайловича Бериева .

За время войны Амбарчики показали высокую надежность , живучесть в бою , хорошую мореходность , неприхотливость в эксплуатации и ремонтопригодность . В начале января начинается освоение Тобечикского озера под гидроаэродром. Для выполнения этой задачи из Ейска на Тобечик перевели 18-ю ОМРАЭ . В это время , в частях гидроавиации Черноморского флота происходит реорганизация , ввиду серьезных потерь, всю лодочную авиацию решено объединить в одну бригаду .Объединение было вызвано и рядом оперативных соображений, так же это упрощало управление. Так на базе 119-го МРАП была сформирована 2-я морская разведывательная авиационная бригада . В бригаду вошёл 116-й МРАП ,созданный на основе расформированных отдельных эскадрилий .

В бригаду вошла вся гидроавиация разбросанная от Севастополя до Поти , плюс отдельные авиаотряды корабельной авиации , которые имели на вооружении самолеты КОР-1 и КОР-2. В мирное время они базировались на боевых кораблях , взлетали с помощью катапульты и производили посадку возле своего судна. Эти самолёты скорее стесняли боевую деятельность корабля , чем приносили пользу. Организация вылета и посадка были очень сложными , а единственная задача , которая на них возлагалась, - разведка - могла выполняться в то время , самолетами базировавшимися на суше. Поэтому от их использования с кораблей отказались.
Командование над 2-й бригадой 22-го февраля 42-го года принял Герой Советского Союза ,полковник В.И. Раков . Штаб бригады располагался в Геленджике. Начальник штаба бригады полковник В.П. Попов. Части 119-го полка ,вошедшие в состав 2-й МРАБ были рассредоточены по разным гидробазам Азовского и Черноморского побережья , командир 119-го МРАП майор В.П. Канарев , военком полка - батальонный комиссар М. Н. Борзенко . 116-й полк базировался в Севастополе , командир полка майор И.Г. Нехаев , военком - батальонный комиссар П.С.Блинов . В начале марта , закончив доформирование в Поти , полк Канарева полностью перебазировался на Тобечикское озеро , здесь во всю кипела работа. Вот как этот эпизод описывает в своей книге командир 2-й бригады Василий Иванович Раков :
" Канарев базировался не в самой Керчи, а на озере Тобечик, в двадцати пяти — тридцати километрах южнее. До этого авиация на озере не сидела. Пришлось все приспосабливать и оборудовать заново.
Сооружение спусков для гидросамолетов — дело весьма сложное, дорогостоящее и требующее длительного времени, которого на войне никогда не хватало.
Выручила русская смекалка. Капитан Мусатов, командир первой эскадрильи полка Канарева, обнаружил большое количество труб, оставленных противником. Фашисты хотели организовать здесь нефтеразработки. У нас прежде никаких нефтеразработок там не было. О месторождении знали, но оно не имело промышленного значения. Гитлеровцы, однако, старались использовать каждую каплю горючего. Его не хватало; запасы сокращались, а пополнять их было трудно. Констанцу бомбили, да она и не могла насытить прожорливую фашистскую утробу. Гитлеровцы, как ищейки, разнюхивали: где пахнет нефтью? Почувствовали ее запах в Керчи — и повезли туда оборудование. Вот и остались там трубы.
Их диаметр был самым для нас подходящим. Сложив трубы по двое, получали своеобразный лоток, по которому хорошо могло идти колесо тележки самолета. Или, еще лучше, между двумя трубами клали третью, меньшего диаметра. Соединив их все вместе, опустили одним концом в воду. Параллельно был проложен другой трубчатый лоток, и по этим своеобразным рельсам вытаскивали самолеты на берег. Каждый самолет имел свой спуск, — труб было более чем достаточно. Обширный берег позволял широко рассредоточить самолеты, и поэтому им была не особенно страшна бомбежка. Получив задание, все самолеты одновременно спускались на воду и с минимальными интервалами во времени поднимались в воздух"

                              .Василий Иванович Раков , командир 2-й морской разведывательной авиаэскадрильи.            Виктор Павлович Канарёв , командир 119-го МРАП

На фото дважды Герой Советского Союза - Василий Иванович Раков , командир 2-й морской разведывательной авиабригады , и Виктор Павлович Канарёв , командир 119-го МРАП

В Тобечикскиой балке и на противоположном берегу в деревне Чонгелек Русский были оборудованы спуски , построены укрытия для самолётов (капониры) , землянки , блиндажи , укрытия , склады , погреба . Командный пункт находился в землянке , столовая , как вспоминает Раков , располагалась в деревне , но в какой именно не уточняет , вероятно в каждой деревне была своя столовая . Сохранившихся капониров , которые можно рассмотреть с помощью космических снимков и различить на фоне рельефа - 14 штук. Десять на Челядиновском берегу , 4 на Костыринском. На северном берегу имеются признаки укрепления берега , это смесь строительного камня , битого кирпича и шлака. Кирпич маркированный , дореволюционный , такой же попадается в посёлке Героевское , что находится в пяти километрах восточнее.

Уровень воды , в озере , по сравнению с днём сегодняшним был весьма внушительный , это видно на немецком снимке , где самолёты стоят там , откуда сегодня до воды несколько десятков, метров . Тогда в песчаной перемычке была промоина и морская вода попадала в озеро , наполняя его морской соленой водой . Старожилы вспоминают , что даже рыба заходила в озеро через эту промоину . Но во время строительства автомобильной дороги , в 60-е годы , промоину засыпали , берег со стороны моря укрепили , под дорожное полотно подсыпали грунт и перемычка превратилась в дамбу . Таким образом озеро лишилось естественной водной подпитки из моря и со временем обмелело . Теперь уровень воды в Тобечике целиком зависит от атмосферных осадков и нескольких ручьёв , которые впадают в озеро. В данный момент озеро сильно обезвожено и по его обнаженному дну можно прогуляться , увязая по колено в вязком чёрном иле . Бывает , благодаря обильным снегопадам или сильным продолжительным дождям уровень воды в озере сильно повышается . Справедливости ради нужно заметить , что обильные снегопады и продолжительные дожди весьма редкое явление в этих краях . Последний раз такое явление можно было наблюдать лет десять назад , а то и больше - озеро было настолько полноводным , что пройти от Челядиново до перемычки можно было только по воде , вода доходила до крутого берега и не было даже узкого плеса , по которому можно было пройти не замочив ног.

 Капониры под МБР-2 Озеро Тобечик , Челядиново

На фото со спутника сохранившиеся капониры под МБР-2 на озере Тобечик в районе Челядиново 

 

 Капониры под МБР-2 озеро Тобечик , Костырино

На фото со спутника сохранившиеся капониры под МБР-2 на другой стороне Тобечикского озера , в районе Костырино 


Сейчас , глядя на солончак покрытый соляной коркой сложно представить что здесь плескалась вода . Однако ,так и было . Гидропланы после приводнения встречал катер и буксировал к берегу , потом краснофлотцы в резиновых костюмах устанавливали самолёт на тележку ( перекатное шасси) и по импровизированным лоткам , затаскивали на берег и отправляли в свои капониры. Техники и мотористы готовили машины к следующему вылету - чинили поломки , заделывали пробоины .

Самолёты МБР-2 имели деревянный корпус поэтому для их ремонта требовалась сушка , которая в мирное время занимала несколько дней .Этого времени на войне не было . Техники нашли выход. На огне грели песок , рассыпали его в брезентовые мешки и сушили места склеек . Это ускоряло процесс , но случались и казусы - плохо просохшие листы фанеры отклеивались и самолёт при взлёте или посадке набирал воду. Были и другие причины аварий : 21 января из-за сильного ветра два самолёта не смогли сесть на озере и приводнились в море . Волны могли разбить их о берег - спасать машины на катере с краснофлотцами отправился комиссар 18-й эскадрильи Сырников . Отбуксировать по воде гидропланы было невозможно , решили вытащить их на берег . Нашли подходящее место . Четыре часа каторжного труда , по шею в ледяной воде , но самолёты спасли . Январское купание не прошло даром , все застудились , в том числе комиссар . Не смотря на болезнь Василий Максимович продолжал летать и выполнять свои комиссарские обязанности .

Работала морская авиация круглосуточно - днём разведка , ночью бомбардирование . Диапазон целей для бомбометания был широк : железнодорожные станции , аэродромы , порты , причалы , штабы , склады , колонны пехоты и техники , ж/д эшелоны , скопления вражеских войск , артиллерийские батареи и отдельные орудия . На крымском ТВД эскадрильи 119-го МРАП бомбили врага в районах Симферополь ,Сарабуз ,Евпатория ,Саки , Феодосия, Владиславовка ,Карасубазар , Старый Крым , Судак, Грамматиково, Джанкой , Чонгар и др. Работали так же по переднему краю врага на Крымфронте и Севастополе.

После сброса бомб , прежде чем уйти на аэродром , сбрасывали листовки. Ночной взлёт и посадку производили по лучу прожектора . Такой же метод применяли на Донузлаве и в Севастополе . Это требовало от летчиков высочайшего мастерства и максимального напряжения сил , однако в Севастополе, перед летчиками задача стояла ещё сложней . Места стоянок , мастерские , командные пункты , жильё и прочие службы гидроаэродромов были в пределах досягаемости немецкой полевой артиллерии , светившие ночью прожектора , тем более , были прекрасной мишенью. Поэтому приходилось ,порой , совершать взлёт и посадку по свету фонарей "летучая мышь" . Представить трудно , каким искусством пилотирования нужно обладать , чтобы поднять и посадить самолёт в таких условиях .
На Тобечике было поспокойнее, вражеская авиация несильно свирепствовала в этом районе . По сравнению с Керчью Тобечикскому аэродрому доставалось некрепко . Противовоздушную оборону базы обеспечивал 46-й зенитный дивизион 65-го зенитного полка Керченской военно-морской базы. Командир дивизиона майор Н. М. Шило , военком - старший политрук Колчин. Дивизион состоял из трёх батарей - 461-й , 462-й и 463-й .

Ремонт и техническое обслуживание авиапарка 119-го полка обеспечивала 45-я авиабаза ВВС ЧФ. Снабжение и боепитание осуществлялось в основном через Керчь . Но причалы Керченских портов были перегружены , весь грузопоток шёл на нужды Крымфронта и к тому же рейд , пристани , склады регулярно подвергались налётам вражеской авиации. Поэтому, иногда приходилось доставлять грузы непосредственно к озеру , баржами к перемычке . В качестве примера такой эпизод : в конце марта разведка обнаружила скопление техники в районе населенного пункта Старый Крым . Это был авангард 22-й танковой дивизии переброшенной в Крым из Франции. Командование поставило перед 119-м полком задачу , выяснить точное местоположение дивизии и нанести бомбовый удар. На разведку района полетели гидропланы 18-й эскадрильи. В самый неподходящий момент выяснилось что на базе недостаточно бомб . Цель была очень серьезная , нельзя было терять ни минуты . Начальник тыла ВВС ЧФ полковник Матвей Данилович Желанов распорядился , чтобы боеприпасы доставили прямо к берегу . Весь личный состав мобилизовали на разгрузку.

На поиски танковой дивизии вылетел экипаж старшего лейтенанта Михаила Пичугина. В ту ночь, 28 марта погода была плохая. В указанном месте экипаж ничего не обнаружил. Штурман старший лейтенант Александр Курасов сбросил одну САБ-15. Снизились. В свете осветительной авиабомбы увидели населенный пункт , а севернее его — сады и кустарники. Штурман сбросил еще две светящиеся бомбы. В ответ немцы открыли огонь , к небу потянулись трассы зенитных снарядов. Цель обнаружена ! К этому времени основная часть экипажей 18-й эскадрильи была на подходе . Следом за 18-й весь полк включился в работу . Благодаря САБам цель была видна как днём. Бомбежка продолжалась три ночи . Работа была напряженная , экипажи делали по 4-5 вылетов , каждый самолёт брал по четыре ФАБ-100 . Оружейники трудились героически : в легких водолазных костюмах , по пояс в воде , они за ночь подвешивали до 300 бомб. По донесениям партизан ущерб врагу был нанесён громадный - большое количество уничтоженной авто и бронетехники , в том числе и танков. Это подтвердил и прибывший в расположение полка представитель штаба фронта . Отличившиеся экипажи , а также техники , механики , оружейники били награждены . Некоторые лётчики получили даже ордена Красного Знамени за эту операцию .

Летающая лодка МБР-229 апреля в Керчь прибыл нарком ВМФ , адмирал Николай Герасимович Кузнецов . Днем ранее , они вместе с Семеном Михайловичем Буденым прилетели из Краснодара в село Ленинское , где располагался штаб Крымфронта . Кузнецов после совещания в штабе решил проинспектировать части КВМБ . Побывал на КП базы , на горе Митридат , в крепости ( форт Тотлебен ) , в частях береговой обороны , частях ПВО , посетил госпиталь . Заглянул также в 119-й полк морской авиации на озере Тобечик . В течение двух дней , которые Кузнецов провёл в Керчи , его сопровождали командир Керченской военно-морской базы контр-адмирал Александр Сергеевич Фролов и комиссар базы Мартынов Валериан Андреевич .
В мае войска Крымского фронта готовились к наступлению . Хорошее было время - полное надежд и ожиданий . Все ещё находились под впечатлением успешных операций зимы 41-го . Была уверенность , что это решающая битва за Крым , что теперь только на Запад . Враг оказался проворней . Манштейн опередил Козлова . Нащупав слабое место во фронте 44-й армии , 8-го мая немцы нанесли удар вдоль шоссе Феодосия -Керчь . 63-я горнострелковая дивизия не выдержав натиск стала отступать , фронт рушился буквально на глазах . Активно действовали в те дни танковые бригады фронта и части 151 ого укрепрайона , они постоянно контратаковали , нанося врагу серьезный урон .

Пехота к сожалению плохо поддерживала действия танковых частей , дело в том , что из за массированных ударов авиации противника вышли из строя пункты связи и телефонные линии и приказы приходили с большим опозданием, если вообще приходили . Пехотинцы были дезорганизованы и подавлены непрекращающимися массированными бомбардировками . 47-ю и 51-ю армии противник прижал к берегу Азовского моря и пытался отрезать им пути отхода . В ходе отступления , при очередной смене командного пункта осколком авиабомбы был убит командарм 51-й армии генерал-лейтенант В.Н. Львов . У гитлеровцев на пути к Керчи практически не было никаких значительных препятствий , ни противотанковых резервов , ни серьёзных укреплённых позиций . Арьергарды гибли один за другим , давая возможность основным силам прорваться к проливу и занять рубежи на внешних обводах Керчи . Внешние обводы , как и тыловой рубеж - Турецкий вал , существовали только на бумаге, по сути , это цепь высот вокруг Керчи , которые были плохо оборудованы в инженерном отношении . Отступление было крайне тяжелое , местами переходящее в бегство . Отдельным частям и группам бойцов удавалось закрепиться за высоты и сдерживать врага на какие-нибудь часы . Кажется что эти попытки были напрасны , тем не менее - это не позволило противнику на плечах отступающих войск ворваться в город. Все перемешалось на Керченском полуострове : дивизии , полки , пехота , артиллерия , танки , отсутствовала связь , в небе господствовала вражеская авиация , это приводило к неразберихе и как следствие к панике . И всё же, в основном части при отступлении сохраняя боевые порядки , цепляясь за высоты , организованно отходили к Керчи. Даже в таких условиях командование Крымского (с 19 мая Северо-Кавказского) фронта сумело из отступающих частей организовать оборону города и наладить переправу на Таманский берег, что в последствии позволило эвакуировать реактивную и тяжёлую артиллерию, наиболее ценное имущество, госпитали и прибывающие к Керченскому проливу части Крымфронта .

На Тобечике было относительно спокойно . Бои , шедшие на передовой пока ещё не ощущались . 8-го , 9-го точной информации о происходившем на фронте не было . Обстановка прояснилась 10-го мая , когда на Керчь был совершён массированный налёт вражеских бомбардировщиков . На базе рассуждали так : ...раз немцы перенесли работу авиации в глубокий тыл Крымфронта , а не используют бомбардировщики для поддержки своих войск на линии фронта , значит события разворачиваются не в нашу пользу . С этого момента налёты вражеской авиации происходили регулярно и на базу гидроавиации . Зенитный дивизион , прикрывавший аэродром , отбивал по 4 - 5 атак в день . 11-го числа в штаб полка пришла тревожная новость - немцы заняли Марфовку . Раков в те дни был на Тобечике вместе командиром полка Канаревым . Запросили подтверждение информации - действительно немцы в Марфовке . Это примерно в 20-и километрах от базы , для танков полчаса хода по прямой .

В Марфовке был аэродром , пункт сбора раненых и госпиталь. Пока шёл бой за аэродром , госпиталь и раненых успели эвакуировать в Мариенталь ( Горностаевка) . Напряжение нарастало . Все с тревогой следили за развитием ситуации . Была надежда на войска , которые занимали линию Турецкого вала . Если прорыв ликвидируют , врага отбросят , то и аэродром эвакуировать не придётся . Но на всякий случай , несколько готовых к вылету самолётов отправили на Кубань . Все же угроза для базы гидроавиации была реальной , Раков отдал приказ спустить все гидропланы на воду и ждать сигнальной ракеты . Вечером того же дня на базу пришёл лейтенант с двумя краснофлотцами . Его доставили на командный пункт . Думали что он с передовой сбежал , устроили допрос . Лейтенант объяснил , что он не трус и предатель , он офицер одной из тыловых частей . Он рассказал , что ночью доставил на передовую груз , а на обратном пути проезжая мимо Марфовки услышал шум боя , в небе увидел парашюты, в этот момент к нему на борт подсели матросы . Недалёко от Марфовки его машину обстрелял немецкий истребитель , машина вышла из строя и он со своими попутчиками направился пешком в сторону Керчи . Выбрав в качестве ориентира береговую батарею они шли строго на восток и наткнулись на дозор охранения авиабазы . Лейтенанта отправили в Керчь на попутной машине , краснофлотцев оставили в гарнизоне аэродрома , на случай обороны базы , тогда каждый человек был на счету . Продолжалось томительное ожидание , обстановка на фронте по прежнему была не ясна.

В ночь с 12-го на 13-е войска занимавшие Марфовский участок Турецкого вала отошли в район Сараймина . Приказа на эвакуацию по прежнему не поступало . Враг подошёл слишком близко , больше ждать было уже нельзя . О прорыве фронта официальных сообщений также не поступало . Тогда командир 2-й авиабригады полковник В. И. Раков отдал приказ переправить самолёты на Керченский гидроаэродром . Всю матчасть и мастерские тоже отправили в город . Керченский морской аэродром находился в восточной части керченской бухты , акватория его было свободна . Самолёты взлетали один за другим с интервалом 5 - 7 минут и на бреющем все одним курсом шли на Керчь . Над городом и бухтой стоял туман , но все самолёты приводнились благополучно . Раков поехал в Керчь на машине . В городе связался со штабом ВВС ЧФ и сообщил что 119-й МРАП в полном составе перебазировался в Керчь . Генерал Ермаченков выразил обеспокоенность , что так много самолётов собралось в одном месте , слишком привлекательная цель для немецких бомбардировщиков , велел немедленно готовить перелёт в Геленджик . В этот момент пришло сообщение , что немецкие танки появились на Тобечикском аэродроме , никого там не обнаружив повернули на Керчь .

Последними покидали Тобечикскую авиабазу зенитчики . Батареи ушли в район Чурбашских высот . До полудня 13-го дивизион вёл бой с танками противника . Зенитчики отбили три атаки , сожгли и подбили 8 танков . Дивизион так же понёс потери , четыре 76-мм орудия уничтожено , имелись убитые и раненые . Во второй половине дня выяснилось , что вокруг нет ни одной армейской части , тогда командир дивизиона майор Шило приказал вывести из строя оставшиеся орудия и отходить в крепость . Отход дивизиона прикрывали 23 бойца 462-й батареи во главе с лейтенантом К . В . Григоренко и старшиной батареи сержантом Е. А. Ерошенко . Они выполнили свой долг до конца . К вечеру 13 мая остатки 46-го дивизиона , без матчасти вышли к крепости ( форт Тотлебен ) . В тот же день 119-й полк перебазировался в Геленджик . Первым полетел Раков , разведать обстановку . Над Геленджикской бухтой тоже стоял туман . Раков решил , что если Канарев перегнал самолёты в условиях густого тумана в Керчь , то и в этот раз справится . Так и вышло , все гидропланы перелетели на Геленджикский гидроаэродром без происшествий . Тылы 119-го полка на пароме благополучно переправились на Таманский берег эвакуировав практически все имущество .
Второй и последний раз гидроавиация покидала Керченский полуостров , но морская авиация продолжала действовать в Севастополе . 12-го мая командующий Черноморской авиацией генерал-майор В.В. Ермаченков подписал приказ о расформировании управления 2-й авиабригады и создания 3-й особой авиагруппы ( Севастопольской авиагруппы). В группу вошла вся авиация базировавшаяся в Севастополе , истребительные , штурмовые , бомбардировочные авиаполки , отдельные отряды , эскадрильи и вся лодочная авиация . Командующим группы назначен командир 62-й истребительной авиабригады полковник Георгий Георгиевич Дзюба , заместителем полковник В. И. Раков , военком - полковой комиссар Б. Е. Михайлов , начальник политотдела батальонный комиссар В. В. Леонов , начальник штаба В. П. Попов .
Гидроавиация в составе Севастопольской группы работала вплоть до последних чисел июня , затем по известным обстоятельствам покинула город . После расформирования 3-й авиагруппы , в августе 42-го года будет сформирована МАГ НОР ( морская авиагруппа Новороссийского оборонительного района ) , куда войдет гидроавиация Черноморского флота, которая успешно продолжит громить врага « На земле в небесах и на море... »

 

 Укрепленный берег Тобечикского озера на месте бывшей базы гидроавиации ЧФ

На фото современный вид берега Тобечикского озера укрепленного смесью битого кирпича и шлака , на месте бывшей базы гидроавиации ЧФ

 

 На фото кирпич служивший материалом укрепления берега Тобечикского озера, найден на месте базы Гидроавиации ЧФ . На кирпиче очетливо видна маркировка (ФЗ ). Предположительно Фанагорийский Завод .

 

Фотоальбом по теме Тобечик как база гидроавиации ЧФ

 

Список использованной литературы 

 

Кирин И.Д. Черноморский флот в битве за Кавказ. — М.: Воениздат, 1958.

Раков В.И. Крылья над морем. - Л.: Лениздат, 1974.

Дорохов А. П. Крылатые защитники Севастополя. — Симферополь: Таврия, 1981. — 128 с.

Мартынов В. А., Спахов С. Ф. Пролив в огне / Лит. обработка Б. Д. Списаренко. — Киев: Политиздат Украины, 1984. — 192 с.

Комиссары на линии огня. 1941-1945. В небе / Сост. В.А.Тархановский; Под общ.ред. Б.А.Костюковского.- М.: Политиздат, 1985. - 335 с., ил.

Денисов К.Д. Под нами — Черное море. — М.: Воениздат, 1989.

Карпов А.Н., Коган В.Г. 'Азовский флот и флотилии' - Таганрог: Сфинкс, 1994 - с.296
Мощанский И., Савин А. Борьба за Крым (сентябрь 1941 - июль 1942 года) . - Военная летопись. Сражения и битвы №3. БТВ–Книга , 2002. - 91 с.

Морозов М. Воздушная битва за Севастополь. 1941—1942. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

Заблотский А., Сальников А. Неизвестный Бериев. Гений морской авиации. - М. : Яуза : Эксмо, 2009. — 416 с.

Кверенчхиладзе В.К., Кикалишвили В.Д. К 40-летию Великой Победы . Журнал Здоровье. - М.: 1984.  - Библиотекарь.Ру. - : http://www.bibliotekar.ru/481 

Авиаторы Второй мировой. - : http://allaces.ru/sssr/struct/h/flchern.php  

Жданов Ю. Глаза Черноморского Флота- летчики-разведчики. Проза.ру. - : http://www.proza.ru/2014/08/16/1411 

 Бойко В. Н. Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия г. Севастополя. Академия русской символики «МАРС». - : https://www.simvolika.org/mars_079.htm 

МТБ-2 (АНТ-44). Авиа. энц. Уголок неба. - : http://www.airwar.ru/enc/sww2/mtb2.html 

Морской ближний разведчик МБР-2. Авиару.рф. - : http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/morskaya-aviatsiya-2/morskaya-aviatsiya 

 

Материал подготовлен администрацией сайта Знамя Родины.ru  Все права защищены .